ЭТАПЫ (ТАКТЫ) ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В терапевтических отношениях можно выделить несколько тактов или этапов, которые отражают динамику изменений взаимодействия терапевта и клиента. Эти такты могут разворачиваться последовательно на протяжении всей терапевтической ситуации, переходить один в другой в произвольном порядке, присутствовать одновременно в ходе одной сессии. Логика выделения этих тактов отражает эволюцию отношений от пограничной к невротической структуре психической организации. Также можно сказать, что тематически эти такты можно объединить вокруг необходимости быть старым объектом для клиента (1 такт) и возможности стать для него новым (2 и 3 такты).
Последний такт самый интересный, рекомендую дочитать до конца
1 такт “Воспроизведение прошлого опыта”
На этом этапе клиент рассматривает терапевта в качестве функционального объекта, замещающего собой отсутствующие психические функции клиента. Терапевт предлагает свою психику в качестве “внешнего” контейнера, в котором будет перерабатываться “внутренний” психический материал клиента. На этом этапе терапевт предлагает освоить недостаточно развитую в результате неудачной сепарации способность к интеграции амбивалетных переживаний - либидинальных и деструктивных.
Интроекция недостающих психических функций становится возможной, когда психический аппарат терапевта оказывается надежным, доступным и ясным - если другой в моем присутствии не исчезает и не стремиться уничтожить меня, я получаю возможность формировать переживание себя через устойчивую репрезентацию другого.
Повторение прошлого опыта также означает, что помимо интегрированного образа собственного Я, у клиента также отсутствуют интегрированные объектные репрезентации. Константный внутренний объект является своеобразным буфером, способный удерживать в себе неприятные впечатления, связанные с действиями реального объекта так, что они не приводит к переживанию Я как отвергаемого или преследуемого. В противном случае в психике разворачивается пограничная логика - со мной поступают плохо, потому что я плохой.
В таком случае с проекциями, воспроизводящими элементы прошлого опыта, образуется интенсивная эмпатическая связь и перенос приобретает тотальный и однозначный характер - терапевт не становится похожим в своем поведении на проявления человека из прошлого - он становится этим человеком. То есть, интенсивность переноса не позволяет занять по отношению к нему мета-позицию и придать ему смысл, связывая прошлое с настоящим - здесь времена сливаются и текущие отношения переживаются как возвращение в травматическую ситуацию.
Возможность стать новым объектом для клиента, таким образом, зависит от успеха прохождения этого такта - аналитик, как новый объект может появиться только в том случае, если Я клиента будет в достаточной степени интегрировано, чтобы перейти от диадных отношений к эдипальным. Это может случиться в том случае, когда клиент сможет взять на себя работу по контейнированию сепарационных аффектов, связанных с переживанием отвержения или преследования.
2 такт “Требование истины от терапевта”
На этом этапе клиент рассматривает терапевта как “субъекта, предположительно знающего” причину его страдания и способного ответить на вопрос, что ему делать с собственной жизнью. Этот этап можно описать с помощью различных логик.
Например, мы можем сказать, что на этом этапе терапевт уже появляется как отдельный объект - чего не было на предыдущем этапе, где терапевт был частью психики клиента - однако этот объект еще не приобретает статуса субъекта.
Это приводит к тому, что отношения между клиентом и терапевтом повторяют отношения пограничной стадии психического развития, во время которой ребенок связывает удовлетворение своих потребностей не просто с объектом, а именно с этим объектом, с этой уникальной опекающей фигурой. То есть, для того, чтобы быть распознанным, необходимо освоить невроз терапевта, попасть в место его желания и, тем самым, получить желаемое удовлетворение для себя.
На этом этапе клиент старается быть хорошим клиентом для этого терапевта и просит отклик, исходя из своих фантазий о терапевте, воспринимая последнего симметрично, как старшего товарища, который просто обладает нужными привлекательными качествами. На этом этапе клиент стремится идентифицироваться с этими качествами и, метафорически выражаясь, хочет научиться на “чужих ошибках”. То есть, воспроизводит 2 такт Эдипального конфликта и приглашает терапевта в отношения внутри воображаемого регистра.
Также можно сказать, что на этом этапе клиент реализует логику требования, а не логику желания, которая будет реализована на следующем шаге. Логика требования функционирует как раз в воображаемом регистре - если я спроецировал на терапевта свои самые сокровенные ожидания, я буду требовать, чтобы ответ приходил из того самого места, в котором моя проекция располагается. Этот этап является достаточно трудным местом для прохождения, поскольку знаменует собой движение от зависимости к сепарации - если терапевт на самом деле не обладает истиной о моем страдании, придется осознать неизбежность обращения с этим вопросом к самому себе.
Также этот этап оказывается сложным для прохождения и для самого терапевта, поскольку содержит в себе огромное количество нарциссических ловушек, которые могут приводить к бессознательному использованию клиента и созданию препятствий для его сепарации. Как известно, не существует сопротивление клиента, но есть сопротивление аналитика - клиент может продвинуться только туда, куда способен пройти и сам терапевт.
3 такт “Совместное конструирование нового опыта”
На этом этапе происходит важное изменение позиции терапевта - из субъекта, предположительно знающего, он становится местом не-знания и, таким образом, переходит от симметрических отношений взаимообмена воображаемыми посланиями в ассиметричный отклик на символическом уровне. Можно сказать, что на этом этапе клиента перестает интересовать ответ терапевта на его вопрос - который был чрезвычайно актуальным на предыдущем шаге - но становится важным мотив и способ вопрошания. Терапевт здесь заканчивает быть конечным адресатом вопроса - он становится зеркалом, адресующим вопрос тому, кто его задает.
Важно отметить, что на этом этапе клиент также включает терапевта в свой невроз, однако, в отличие от предыдущего такта, перестает требовать от него быть замещающим симптомом, но использует терапевтические отношения для наблюдения за тем, как и из какого места психического этот невроз разворачивается. Можно сказать, что на этом этапе прекращается обсессивное использование другого - я не стремлюсь закрыть другим свою нехватку, чтобы продолжать ее игнорировать, но с помощью другого обучаюсь смотреть в нее прямо, не отводя взгляда. Другими словами, терапевт перестает отвечать на вопросы, но продолжает поддерживать процесс их задавания.
Переход от воображаемого регистра к символическому вовсе не означает, что личность терапевта перестает быть значимой и клиент смотрит в терапевта как в зеркало, лишенное всякой индивидуальности. С точки зрения теории объектных отношений такая организация терапевтических отношений становится возможной только в том случае, если клиент сможет воспринимать терапевта как отдельного субъекта, то есть сформировать его хорошо ментализированную репрезентацию.
Этот этап также можно описать с точки зрения реляционной перспективы - изолированность психик клиента и терапевта, проиллюстрированная знаменитой лакановской фразой о том, что сексуальных отношений не существует (без символического посредника), преодолевается как раз попыткой выстроить символическое пространство, третью позицию, отличную от позиций как первого, так и второго лица.
Особенность этой позиции, помимо определенных технических требований к терапевту - способности быть местом не-знания, то есть ошибаться, полагая, что истина рождается в неоставлении попыток понять, даже когда это кажется бесполезным - фокусируется на исследовании того, как эта истина совместно конструируется, с учетом бессознательной открытости и уязвимости перед другим (символический регистр).
Еще одно важнейшее техническое требование к терапевту на этом этапе - желание аналитика. Желание аналитика носит совершенно уникальных характер - оно не продолжает воображаемый ряд. что было бы, если терапевт желал бы исцеления клиента или какого либо благополучного исхода его жизненной ситуации - но направлено только лишь на исследование субъекта бессознательного, того места, откуда клиент говорит, сам того не знаю, что именно, кому и зачем.
Занять место не-знания означает серьезный вызов для аналитика. Совершенно очевидно, что работа терапевта не является абсолютно альтруистическим мероприятием. Терапевт является прежде всего человеком со своими травмами и лишениями - тем более, что в психотерапию, по словам Лакана, приходят люди особые, имеющие преждевременно знание смерти - и поэтому заместительное удовлетворение собственных эмоциональных потребностей об клиента является общим местом этой профессии. Другое дело, что эти потребности могут быть связаны как с эдипальным, так и с до-эдипальным опытом терапевта и это влияет на способность последнего совершить рефлексивный акт и остановить отыгрывание в контр-переносе, а не объяснять это необходимостью, продиктованную потребностями клиента.
На этом этапе терапевт, как никто, занимающее ничье место, фактически отказывается от знания того, что на самом деле нужно клиенту. И эта позиция, в которой терапевт оказывается новым эволюционным объектом - после того, как выдержал и отыграл позицию объекта трансферентного - действительно оборачивает персональную историю клиента вспять. Если в раннем опыте опекающий объект знал, каким необходимо быть клиенту, чтобы вызывать в нем теплый эмпатический отклик, и тем самым подталкивал его к необходимым воображаемым идентификациям, позиция аналитика предлагает клиенту стать тем, кого он обнаружил - а, точнее, сконструировал - в ходе терапевтического процесса.
Таким образом, терапевтический процесс прерывает причинно-следственное детерминирование поведения клиента прошлым неудачным опытом, и создает возможность творчески сконструировать опыт, который будет исходить из нового места, воплощающего в себе актуальную сингулярность уникальной клиентской ситуации.
Если вам интересно практическое исследование описанных в тексте процессов, приглашаю на супервизорскую группу “Психоанализ для гештальт терапевта”, которая будет проходить в Москве, с октября по апрель 2022-2023 гг.
Ссылка https://gestalt.ru/supervisors_group/psihoanaliz-dlya-getalt-terapevta/