Провели с Мария Михайлова очередную супервизорскую группу "Психоанализ для гештальт терапевта" и в этот раз предметом нашего интереса стала прекрасная и ужасная тема перверсий.
Проблематика перверсий связана с неудачей символизации и теми последствиями, с которыми приходится бороться с помощью перверсивных актов. То есть, перверсия это своеобразная защита от провала символизации.
У психики есть два режима обращения с объектом, которые могут быть инвестированы - это обладание или использование. Второй режим становится возможным в случае появления репрезентации объекта, то есть символа, который замещает его физическое отсутствие. Между первым и вторым режимами лежит огромная пропасть - чтобы сформировать репрезентацию, необходимо проделать титаническую психическую работу по отказу от непосредственного удовлетворения потребности и поиску символического, заместительного удовлетворения.
Репрезентация делает из нуждающегося субъекта субъекта желающего. Желание включает в себя уже проделанную работу горя по тому, что ни одно желание не может быть удовлетворено окончательно. Но оно может быть неокончательно удовлетворено разными способами. Это важный момент, запомним его.
Возможность достичь способности к символизации первоначально находится на стороне материнского объекта, который контейнирует опыт неудовольствия и фрустрация и возвращает нечто, что может нести облегчение. Символ это фактически интеграция либидинальных и деструктивных драйвов. Способность к символизации становится освобождением от необходимости постоянного материнского присутствия - теперь субъект может самостоятельно изобретать способы частичного, но удовлетворения.
Провал символизации оставляет его во власти всемогущего материнского объекта, который своим отсутствием может уничтожить психический мир. Тогда, для защиты от этой угрозы создается психическая подпорка - фетиш. Пока субъект контролирует фетиш, он оказывается неуязвим. Проблема в том, что в случае перверсия он становится заложником фетиша - от него невозможно отказаться и заменить другим символом, поскольку эта функция не работает.
Другими словами, желание работает, потому что внутри него есть согласие, что любой символ, который удается придумать, несет в себе нехватку и невозможность полного удовлетворения - тогда какая разница, в чем именно я промахнусь, если промах неизбежен? Логика перверсии организована вокруг другой схемы - субъект продолжает думать, что полное удовлетворение все таки возможно. Эта возможность оказывает на него амбивалентное воздействие - с одной стороны этому невозможно сопротивляться, с другой - если этому поддаться, можно исчезнуть.
Можно сказать, что жизнь невротика крутится вокруг желания, а перверта - вокруг наслаждения. А желание, как известно, крутится на фаллосе. У невротика объект желания появляется в результате промаха и несет в себе следы нехватки - невозможности наслаждаться безгранично. Допустим, вы приходите в огромный супермаркет, где есть все, что угодно и на плохом английском пытаетесь сказать, что не прочь перекусить и хотите, скажем, пятилитровую банку клубничного джема, но вам приносят медузу в аквариуме. И все. Теперь вам как то придется с этим обходиться. И строить отношения с тем, что принесли. Или перебирать варианты, когда вместо джема в корзинке появляются другие странные объекты - глобус Монголии в натуральную величину или каталог всех каталогов, включающего этот.
Если невротик надежно защищен от наслаждения символической кастрацией, то перверт продолжает испытывать необходимость воздвигать против него защиту. Парадоксальным образом постоянное погружение себя в первертные практики необходимы прежде всего для обнаружения закона, который положит им предел. Первое, что приходит в голову, когда мы говорим о перверсия, касается различных сексуальных девиаций, однако, чаще всего в этих случаях можно наблюдать вольное обращение с символическим порядком - я знаю, что правила существуют, но они кажутся ненадежными; мне нужно придумать собственные правила, чтобы чувствовать себя в безопасности.
Для тех, кому интересна эта тема - рассмотрение и пережевывание важнейших психоаналитических концепций - приглашаю присоединиться к проекту в следующем сезоне. Прием заявок по этой ссылке, там же можно задать вопросов https://taplink.cc/yasnijsokol