Готовлю доклад на конференцию по сексологии про желание, удовольствие, наслаждение и навязчивое повторение. В этом тексте пытаюсь осмыслить влечение к смерти в позитивной коннотации, как нечто, что не противоположно жизни, но работает на ее стороне. Влечение смерти одновременно развертывается в разных состояниях субъективности. С одной стороны, влечение смерти приводит к тому, что желание никогда не становится удовлетворенным и исчерпанным. Это формирует пространство психического, объем которого не схлопывается в одну точку именно в силу того, что субъект расщеплен и его стремление к целостности напоминает движение к горизонту, как к воображаемой и недостижимой точке. Однако, подобная конструкция возможна только в том случае, если влечение смерти связано влечениями жизни. То есть, способностью символизировать, инвестировать воображаемые объекты, играть, но так, будто все происходит по настоящему, разочаровываться, горевать, промахиваться и начинать все заново. Если такого не происходит, мы вновь видим работу влечения смерти, но уже в более грубом и разрушающем виде, как будто сила, которая до определенного момента поддерживала объем психического, на следующем шаге выворачивает его наизнанку. Речь идет о ситуации, при которой промах в попытке поймать ускользающее желание, оказывается слишком травматическим и разочарование от этого отсылает к пустому месту в психическом - месту, где контейнируемое не встретилось с контейнером, где символ не смог появиться. В этом случае влечение смерти нападает на способность это место замечать, оно отделяет не-бытие от бытия достаточно спорным образом - стирая разницу между ними. В обычном режиме функционирования влечение смерти держит границу между тем, что есть и тем, чего нет; в оператуарном - стирает границу и выравнивает “температуру по больнице”. Если разочарование от неудачи оказывается слишком разрушительным и его не получается связать символизацией, тогда придется отказываться от самого желания. Проблема состоит в том, что этот отказ осуществляется путем паралича работы мышления - ведь если нет наблюдателя, то наблюдаемое тоже исчезает. Другими словами, в первом случае влечение смерти поддерживает развитие, поскольку точки, в которой можно остановиться и сказать “довольно”, не существует; во втором - уничтожает развитие, поскольку оно ассоциируется с хаосом и распадом. Полный текст можно почитать по ссылочке https://t.me/yasnijsokol